Урок мировой литературы на тему: « Наш Чехов» . Урок прогнозированного чтения рассказа А.П. Чехова « Тоска».
Звучит музыка П. Чайковского ( концерт № 1 ). УЧИТЕЛЬ: В человеке должно быть все прекрасно : и лицо , и одежда , и душа ,
и мысли. Эти слова принадлежат великому
русскому писателю А. Чехову. Зажигает
свечу .
УЧИТЕЛЬ: Чехов! Как много связано в душе каждого из нас с
этим именем. Пожалуй, первое, что бросается в глаза – его удивительная деликатность и скромность, интеллигентность,
самоотверженность и отзывчивость.
Застенчивая улыбка, ласковый прищур глаз,
внимательный и добрый взгляд – таким чаще всего вспоминается человек. Нет, он не отлит в бронзу и не застыл в ней, он
остался живым , близким и родным талантливым писателем: сначала, на заре
всемирной славы - Антошей Чехонте,
а потом – великим Чеховым, создавшим
бессмертные лирические драмы «Дядя
Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Человек в футляре», «Дама с
собачкой».
(
Звучит фрагмент музыки из балета П. Чайковского « Лебединое озеро»)
Учитель:
Чтобы понять Чехова – писателя, Чехова – драматурга, Чехова – создателя нового
театра, необходимо познакомиться с Антошей Чехонте, заглянув в его юность,
полную юмора и забав, в которых уже тогда проступили черты будущего русского
юмориста, заразившего смехом не только современников, но и последующие поколения.
( звучит « Лунная соната» №14 Л. ван Бетховена).
Ученик:
Из воспоминания писателя И. Бунина: « Он работал почти 25 лет. Сколько плоских
грубых упреков он выслушал! Один из самых деликатных русских писателей, он
никогда не говорил языком праведника. Точен и скуп он был на слова даже в
обыденной жизни . Словом он чрезвычайно дорожил, говорил всегда ясно, правильно. Высокопарное
фальшивое слово действовало на него резко. Будь он жив , не дошли бы мы до
такой пошлости, косноязычия, бесстыдства, лживости. Слишком рано он умер.»
Ученик:
Важное место в жизни Чехова занимал театр . Он не только писал пьесы, но
принимал личное участие в жизни театра, подружился со Станиславским и
Немировичем – Данченком - руководителем
Московского театра, встретил и полюбил Ольгу Книппер – ведущую актрису МХАТа.
Ученик: ( стих Александра Федорова)
Я его часто вспоминаю.
Вот и теперь передо мной
Стоит он , точно как живой,
Такой , каким его я так люблю и знаю:
Сухие , тонкие черты,
Волос седеющие пряди
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном и полном доброты:
Больной и бесконечно милый,
Он был похож на первоцвет,
Сквозь снег пробившийся на свет,
Чтоб
возвестить весну.
Ученик:
« Чехов… один из лучших друзей России, - писал Горький, - друг умный, беспристрастный , правдивый, - друг, любящий ее, сострадающий ей во всем.
И Россия … долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его
писаниям, освященных грустной улыбкой любящего сердца, но его рассказам ,
пропитанным глубоким знанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к
людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимает».
Ученик:
Умер Чехов, умер один из лучших писателей. Пройдут годы, столетия, грядущие
потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов,
произнесут его имя с признательностью и тихой печалью.
Ученик: ( читает стих Ю. Друниной « Ялта Чехова».)
Брожу по набережной снова.
Грустит не рейде теплоход.
И прелесть улочек портовых
Вновь за душу меня берет.
Прохладно, солнечно и тихо.
Ай – Петри в скудном серебре.
Нет, не курортною франтихой
Бывает Ялта в Январе.
Она совсем не та , что летом –
Скромна, приветлива, проста.
И сердце мне сжимает эта
Застенчивая красота.
И вижу я все чаще , чаще,
В музейный забредая сад.
Бородку клином,
плащ летящий,
Из – под пенсне усталый взгляд….
Учитель:
Тема нашего урока « На Чехов». Урок прогнозированного чтения рассказа «
Тоска».
Цели
урока:
1. Образовательные:
·
Познакомить воспитанников со
своеобразием чеховских рассказов;
·
Учить умению прогнозировать концовку
произведения;
·
Научить правильно оценивать ситуацию,
героев, опираясь на говорящие детали;
·
Научить обобщать прочитанное, услышанное
2. Воспитательные:
·
Формировать у воспитанников навыки
совместной деятельности, самоанализа, самооценки;
·
Формировать умение слушать, уважать
чужое мнение;
3. Развивающие:
·
Развивать устную и письменную речь через
прогнозирование текста;
·
Развивать умение синтеза, анализа, сравнения.
Тип
урока: урок
прогнозированного чтения.
Учитель : (
читает рассказ Чехова « Тоска»). Ученики
прогнозируют концовку рассказа, делят рассказ на части .
Беседа
по содержанию рассказа.
Итог
урока: Ребята! А если уходит тоска, то , что всегда
остается? Вечность. У поэта Саши Черного
есть замечательное стихотворение « Памяти Чехова». Послушайте.
Ах, зачем нет
Чехова на свете!
Сколько вздорных – пеших и верхом,
С багажом готовых междометий
Осаждало в Ялте милый дом…
День за днем толклись они , как крысы,
Словно был он мировой боксер ,
Он шутил, смотрел на кипарисы
И прищурясь, слушал скучный взор.
Учитель:
В плеяде великих писателей засияет как звезда первой величины имя А. П. Чехова
рядом с Буниным, Гоголем, Толстым.
(
Тушат свечу).
Немає коментарів:
Дописати коментар