неділя, 23 березня 2014 р.

Урок мировой литературы на тему: « Наш Чехов» .    Урок прогнозированного чтения рассказа  А.П. Чехова « Тоска».


Звучит  музыка П. Чайковского ( концерт № 1 ).                                             УЧИТЕЛЬ: В человеке должно быть  все прекрасно : и лицо , и одежда , и душа , и мысли. Эти  слова принадлежат  великому  русскому  писателю          А. Чехову.   Зажигает  свечу .                                                                            УЧИТЕЛЬ: Чехов!  Как много связано в душе каждого из нас с этим  именем.  Пожалуй, первое, что  бросается в глаза – его удивительная  деликатность и скромность, интеллигентность, самоотверженность и  отзывчивость. Застенчивая улыбка, ласковый  прищур глаз, внимательный  и добрый  взгляд – таким чаще всего вспоминается  человек. Нет, он  не отлит в бронзу и не застыл в ней, он остался живым , близким и родным талантливым писателем: сначала, на заре всемирной славы  - Антошей Чехонте, а  потом – великим Чеховым, создавшим бессмертные лирические драмы  «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
( Звучит фрагмент музыки из балета П. Чайковского « Лебединое озеро»)
Учитель: Чтобы понять Чехова – писателя, Чехова – драматурга, Чехова – создателя нового театра, необходимо познакомиться с Антошей Чехонте, заглянув в его юность, полную юмора и забав, в которых уже тогда проступили черты будущего русского юмориста, заразившего смехом не только современников, но и последующие поколения. ( звучит « Лунная соната» №14 Л. ван Бетховена).
Ученик: Из воспоминания писателя И. Бунина: « Он работал почти 25 лет. Сколько плоских грубых упреков он выслушал! Один из самых деликатных русских писателей, он никогда не говорил языком праведника. Точен и скуп он был на слова даже в обыденной жизни . Словом он чрезвычайно дорожил,  говорил всегда ясно, правильно. Высокопарное фальшивое слово действовало на него резко. Будь он жив , не дошли бы мы до такой пошлости, косноязычия, бесстыдства, лживости. Слишком рано он умер.»
Ученик: Важное место в жизни Чехова занимал театр . Он не только писал пьесы, но принимал личное участие в жизни театра, подружился со Станиславским и Немировичем – Данченком  - руководителем Московского театра, встретил и полюбил Ольгу Книппер – ведущую актрису МХАТа.
Ученик:  ( стих Александра Федорова)
Я его часто вспоминаю.
Вот и теперь передо мной
Стоит он , точно как живой,
Такой , каким его я так люблю и знаю:
Сухие , тонкие черты,
Волос седеющие пряди
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном и полном доброты:
Больной и бесконечно милый,
Он был похож на первоцвет,
Сквозь снег пробившийся на свет,
 Чтоб возвестить весну.
Ученик: « Чехов… один из лучших друзей России, - писал Горький,  - друг умный, беспристрастный , правдивый,  - друг, любящий ее, сострадающий ей во всем. И Россия … долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освященных грустной улыбкой любящего сердца, но его рассказам , пропитанным глубоким знанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека,  который все понимает».
Ученик: Умер Чехов, умер один из лучших писателей. Пройдут годы, столетия, грядущие потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и тихой печалью.
Ученик: ( читает стих Ю. Друниной « Ялта Чехова».)
Брожу по набережной снова.
Грустит не рейде теплоход.
И прелесть улочек портовых
Вновь за душу меня берет.
Прохладно, солнечно и тихо.
Ай – Петри в скудном серебре.
Нет, не курортною франтихой
Бывает Ялта в Январе.
Она совсем не та , что летом –
Скромна, приветлива, проста.
И сердце мне сжимает эта
Застенчивая красота.
И вижу я все чаще , чаще,
В музейный забредая сад.
Бородку клином,  плащ летящий,
Из – под пенсне усталый взгляд….
Учитель: Тема нашего  урока « На Чехов».  Урок прогнозированного чтения рассказа « Тоска».
Цели урока:
1.     Образовательные:
·        Познакомить воспитанников со своеобразием чеховских рассказов;
·        Учить умению прогнозировать концовку произведения;
·        Научить правильно оценивать ситуацию, героев, опираясь на говорящие детали;
·        Научить обобщать прочитанное, услышанное
2.     Воспитательные:
·        Формировать у воспитанников навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;
·        Формировать умение слушать, уважать чужое мнение;
3.     Развивающие:
·        Развивать устную и письменную речь через прогнозирование текста;
·         Развивать умение синтеза, анализа, сравнения.
Тип урока:  урок прогнозированного  чтения.
 Учитель : ( читает рассказ Чехова « Тоска»).  Ученики прогнозируют концовку рассказа, делят рассказ на части .
Беседа по содержанию рассказа.
Итог урока: Ребята! А если уходит тоска, то , что всегда остается?  Вечность. У поэта Саши Черного есть замечательное стихотворение « Памяти Чехова». Послушайте.
Ах, зачем  нет Чехова на свете!
Сколько вздорных – пеших и верхом,
С багажом готовых междометий
Осаждало в Ялте милый дом…
День за днем толклись они , как крысы,
Словно был он мировой боксер ,
Он шутил, смотрел на кипарисы
И прищурясь, слушал скучный взор.
Учитель: В плеяде великих писателей засияет как звезда первой величины имя А. П. Чехова рядом с Буниным, Гоголем, Толстым.
( Тушат свечу).
  

Немає коментарів:

Дописати коментар